23.03.2018

Туберкулёз остаётся одной из основных угроз человечеству

В 2016 году туберкулёз стал причиной смерти более 1 миллиона 800 тысяч человек во всем мире, согласно официальных данных Всемирной Организации Здравоохранения, которые были опубликованы в 2017 году.

Каждый день туберкулёз уносит жизни более 4 500 человек во всём мире, что делает его наиболее смертоносным инфекционным заболеванием в мире, даже несмотря на значительные успехи, достигнутые за последние десятилетия. Широкое распространение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) представляет собой одну из серьезнейших угроз для безопасности в области здравоохранения и может поставить под сомнение успехи, достигнутые в борьбе с туберкулезом.

Туберкулёз является основной причиной смерти ЛЖВ, превышая отметку 40% в странах нашего региона. Такие факты нельзя игнорировать. Главными причинами высокой смертности являются позднее диагностирование ТБ и недоступность лечения, прежде всего для ключевых групп населения. Именно поэтому фундаментальным приоритетом в своей деятельности ВЦО ЛЖВ ставит усиление в регионе Восточной Европы и Центральной Азии адвокационных программ на улучшение доступа к континууму услуг, в связи с ВИЧ и коинфеекций, туберкулеза и гепатита.

Игорь Кильчевский
Игорь Кильчевский

«Недавно я посетил научный симпозиум по туберкулёзу, на котором был представлен новый подход «Лечить пациента, а не болезнь: ориентированный на человека подход», в корне меняющий прежние представления о лечении ТБ в наших странах. В этом контексте очень важно, чтобы министерства здравоохранения стран, затронутых проблемой туберкулеза, продвигались вперед в борьбе с этим заболеванием. Без политической воли и приверженности, а также скоординированной работы активистов будет очень сложно достичь целей по борьбе с туберкулезом, определенных Всемирной организацией здравоохранения 10 лет назад в декларации “Все против туберкулеза” и в Целях устойчивого развития ООН. Сегодня уже достигнут определённый прогресс в диагностике и лечение, теперь надо, чтоб новейшим тестированием и лечением были охвачены люди, которые в этом нуждаются. И мы в своих программах готовы бороться за это лечение для всех людей и ЛЖВ, в частности, ведь ТБ является самой распространённой причиной смертности среди людей, живущих с ВИЧ, в странах ВЕЦА», – говорит исполнительный директор ВЦО ЛЖВ Игорь Кильчевский.

Отметим, что в начале марта в Бишкеке по инициативе международной медицинской гуманитарной организацией «Врачи без границ»/ Médecins Sans Frontières (MSF) состоялся научный симпозиум, на котором были представлены доказательные исследования по эффективности использования новых, более коротких схем лечения ТБ. Это препараты бедаквилин и деламанид, которые включены и в последние рекомендации ВОЗ. В некоторых из стран ВЕЦА они уже включены в национальные протоколы и наблюдается улучшение как клинических, так и статистических показателей в лечении ТБ, при этом лечение этими препаратами остаётся достаточно дорогостоящим. Это требует проведения адвокационных мероприятий, направленных на снижение их стоимости.

По данным ВОЗ в 2016 году туберкулезом заболели 10,4 миллиона человек во всем мире, и 1,8 миллиона человек (в том числе 0,4 миллиона человек с ВИЧ) умерли от этой болезни. Вероятность того, что у людей, живущих с ВИЧ, разовьется активная форма туберкулеза, в 20–30 раз превышает аналогичный показатель среди людей, неинфицированных ВИЧ. По оценкам, 53 миллионов человеческих жизней было спасено с 2000 по 2016 год благодаря диагностике и лечению туберкулеза.

Стратегия Всемирной Организации Здравоохранения по ликвидации туберкулёза до 2030 года декларирует целевые показатели глобального масштаба по сокращению смертности от туберкулеза на 90% и уменьшению числа новых случаев заболевания на 80%.

24 марта во многих странах проводится Всемирный День борьбы с туберкулёзом. В 2018 году ВОЗ инициировал следующую тему: «Внимание, розыск! Ищем лидеров, чтобы освободить мир от туберкулеза». Программа нацелена на формирование приверженности делу ликвидации туберкулеза, причем не только на политическом уровне, среди глав государств и министров здравоохранения, а на всех уровнях – от градоначальников, губернаторов, парламентариев и лидеров местных сообществ до людей, больных туберкулезом, гражданских активистов, работников здравоохранения, врачей или медсестер, НПО и других партнеров.