18.08.2017

Владимир Жовтяк: У качественного лечения ВИЧ не должно быть границ

Президент ВЦО ЛЖВ Владимир Жовтяк в своем блоге рассказывает о главных темах рабочей встречи сообществ ВЦО ЛЖВ, которая пройдет 6 сентября в Польше.   

В первую рабочую неделю осени представители организаций ВЦО ЛЖВ соберутся на рабочую встречу в Польше, чтобы скоординировать действия сообществ на увеличении доступа людей, живущих с ВИЧ, к современным эффективным антиретровирусным препаратам.
В каждой из наших стран Восточной Европы и Центральной Азии реализуются программы лечения ВИЧ-позитивных, которые не только спасают людей, но также важны с точки зрения профилактики передачи инфекции. Ведь человек, принимающий антиретровирусную терапию, ВИЧ-инфекцию дальше не передает, потому что количества вируса в организме недостаточно для его передачи даже при незащищенных половых контактах.
Так сложилось, что Восточная Европа и Центральная Азия немного позже столкнулись с эпидемией ВИЧ/СПИД, чем страны Африки, Западная Европа и Соединенные Штаты, и конечно, к нам позже дошло спасительное антиретровирусное лечение. Когда в Европе люди уже перестали умирать, наши страны только начинали внедрять, спасающую жизнь АРВ-терапию. В регион пришли те препараты и формы лечения, которые уже меньше использовались в западной Европе и Соединенных Штатах. К сожалению, они токсичны и с сильными побочными эффектами.
Сегодня в развитых странах в первом ряду лечения ВИЧ применяются ингибиторы интегразы, а в это время в Украине, России, странах Кавказа и Центральной Азии до сих пор недоступен полный спектр антиретровирусных препаратов, который применяется на Западе.
Одна из главных проблем региона – отсутствие необходимых средств на закупку антиретровирусных препаратов, по причине невозможности системы охватить всех ВИЧ-инфицированных людей программами лечения, социального сопровождения и программами формирования приверженности. О чем идет речь? Как правило, в наших странах ВИЧ подвержены так называемые уязвимые группы: люди, употребляющие инъекционные наркотики, сексработники, мужчины, имеющие секс с мужчинами, и другие. Эти группы часто маргинализированы и стигматизируются со стороны общества, в том числе и медицинскими сотрудниками. То есть представители этих групп, как правило, не доверяют системе здравоохранения, ВИЧ у них выявляется не своевременно, и как следствие, лечение они получают поздно и, к сожалению, не все. Таким образом эпидемия выходит за пределы уязвимых к ВИЧ группам через половых партнеров.  На сегодняшний день большинство впервые выявленных ВИЧ-инфицированных, это уже благополучные слои населения – офисные работники, домохозяйки, менеджеры, водители – это может быть кто угодно, кто окружает нас в повседневной жизни. Эти люди уверены, в том, что у них никогда не может быть инфекции, поэтому они своевременно не проводят тестирования, и ВИЧ у них выявляется на поздней стадии. И тогда уже очень тяжело успеть что-то сделать, потому что во время прогрессирования ВИЧ-инфекции, переходящей в стадию СПИДа, у человека начинают проявляться тяжелые сопутствующие заболевания, которые уже нужно лечить другими препаратами.
Возвращаясь к антиретровирусным препаратам, как к проблеме антиретровирусного лечения. Что происходило и происходит в наших странах. С 2013 года ВОЗ перестала выпускать региональные протоколы лечения и в частности для нашего региона.
Всемирная Организация Здравоохранения начала выпускать guidelines – международные стандарты лечения, но это не протокол, а обобщенный подход к лечению. Как правило, глобальный guidelines ориентирован на самые бедные страны, которые должны спасать ситуацию с наименьшими финансовыми затратами. Так получилось, что страны в нашем регионе находились посередине между теми стандартами лечения, которые применяются в Африке и передовым опытом Европы и США.
Теперь стандарты лечения в наших странах опускаются вниз.
ВОЗ порекомендовала в первом ряду лечения основным препаратом первого выбора Эфавиренз, в следствии чего страны начали, ссылаясь на протоколы, заменять более современные препараты высокого качества, несущие меньше побочных эффектов для организма, и переводить на «дешевые», старые, в частности Эфавиренз. При этом мы видим, что пациентов переводят на это лечение, нарушая медицинские подходы и те же стандарты ВОЗ.
О чем речь идет? Эфавиренз – очень старый препарат, который использовался в нашем регионе с начала 2000 годов. Так получилось, что многие люди, из-за разных причин, в том числе сильных побочных эффектов, психических расстройств, бросали лечение и вирус дальше распространялся. Таким образом в популяции населения увеличился процент людей с ВИЧ, имеющих вирус резистентный к этому препарату. То есть этот препарат на них не действовал, потому что им уже был передан мутированный вирус с «не ответом» на это лекарство Эфавиренз.
По медицинским показаниям, переводя человека на другое лекарство, необходимо провести целый ряд медицинских исследований, в том числе анализ на резистентность и вирусную нагрузку. Зачастую они не проводятся, и в большинстве наших стран людям дают этот препарат, но им от него легче не становится. Он несет очень сильные побочные действия, в том числе изменения сознания, которые не дают человеку жить полноценной жизнью.
К примеру, средняя стоимость анализа на резистентность в Украине $500.
В принципе мы не против Эфавиренза, в некоторых случаях он очень эффективен и быстро снижает вирусную нагрузку. Препарат был произведён очень давно, когда его разработчики думали о спасении жизни пациентов, а не о ее качестве.
Если мы хотим остановить эпидемию ВИЧ/СПИД в нашем регионе, то нам необходимо помнить о качестве жизни человека, принимающего антиретровирусную терапию. Важно чтобы человек, принимающий это лечение, был удовлетворен качеством своей жизни.
Видя разницу в подходе к лечению в странах региона ВЕЦА и в странах Западной Европы, мы фокусируемся сейчас на увеличении доступа ВИЧ-позитивных пациентов к современным результативным антиретровирусным препаратам.
Мы не говорим об определенных брендах, ведь в мире уже существуют генерики современных эффективных препаратов, а компании-бренды передают права на их продажу и производство генерическим компаниям.
Поэтому в Польше мы проведем координационную встречу, где обсудим с авторитетными мировыми организациями и исследовательскими институтами, как влияет доступ ВИЧ-позитивных людей к современным препаратам на остановку эпидемии.
Мы считаем, что нельзя остановить передачу вируса, если не лечить ВИЧ-позитивных людей теми препаратами, с которыми возможно жить, принимая их каждый день.
Мы провели в Украине исследование, которое показало, что 21% опрошенных, в 2016 году поменяли схему лечения не по медицинским показаниям, перевели на тот же «Эфавиренз» и более чем половине стало хуже. Поэтому мы прогнозируем увеличение рисков отказа пациентов от приема антиретровирусной терапии, что приведет к увеличению передачи резистентного вируса, и наш регион столкнется с новым всплеском эпидемии, и это в то время, когда во всем мире она пошла на спад, кроме Восточной Европы и Центральной Азии.
Как это происходит. Ну вот один из маленьких примеров. Человеку меняют препарат только по причине того, что тот, который он принимал, либо не купили, либо приобрели и поставили в медучреждения с опозданием. Врачи становятся заложниками данной ситуации, и под разными предлогами вынуждены заменять схему лечения. Таким образом большей части людей становится хуже и у них происходит разочарование в антиретровирусной терапии. Как результат, они бросают прием препаратов, передают вирус дальше, и умирают.
Невозможно достичь стратегии 90-90-90, не беря во внимание качество жизни пациентов!
Наша встреча в Польше будет первым рубежом, который мы преодолеем, чтобы миллионы ВИЧ-позитивных людей в Восточной Европе и Центральной Азии не испытывали на себе стигматизации, дискриминации правительств, когда их переводят с одного препарата на другой без медицинских показаний. Это ни что иное, как дискриминация людей по месту их проживания.
Мы считаем, что в Европе, частью которой мы являемся, не должно быть двойных стандартов в лечении.