Геннадий Рощупкин – «старожил» движения ЛЖВ на постсоветском пространстве. Сегодня он руководит группой CSAT («Гражданское Общество в Действии») в Восточной Европе и Центральной Азии, а также работает в Евразийской Сети Снижения Вреда (EHRN). 30 января – 1 февраля Геннадий Рощупкин провёл семинар для членов Лиги ЛЖВ РМ по выявлению потребностей в технической поддержке для внедрения гранта Глобального Фонда. По окончанию семинара он любезно согласился на интервью.
Как часто вы оказываете техническую / тренерскую поддержку сообществам ЛЖВ?
Это одна из главных задач CSAT. Мы ставим своей целью поддерживать значимое вовлечение организаций ЛЖВ и уязвимых сообществ в реализацию проектов по грантам Глобального Фонда, и обеспечение технической поддержки – один из ключевых моментов в этом. Кроме Лиги мы активно работаем с сообществами ЛЖВ в Киргизии, России, Беларуси, Казахстане.
Какое общее впечатление у вас сложилось от встречи с представителями сообщества ЛЖВ Молдовы?
По-моему, сообщество ЛЖВ в Молдове – одно из наиболее скоординированных и развитых среди стран бывшего СССР. Самое главное, что участники встречи старались говорить о нуждах в первую очередь местных организаций, созданных ЛЖВ или оказывающих поддержку ЛЖВ и другим уязвимым группам. Если местные организации будут обеспечены ресурсами для работы, а также информационными каналами для участия в национальной политике по противодействию эпидемии, то все будет развиваться правильно. Может быть не так просто и гладко, как хочется… Но, повторюсь, главное – это аккуратно учесть интересы людей и организаций на местах. Без этого невозможно проводить эффективную национальную политику. Также, важно, что среди участников есть сразу несколько лидеров! Следующим шагом нужно обеспечить понимание всеми лидерами того, что это не только нормально, но и хорошо, когда лидеров несколько. В жизни людей есть много разных тем, и каждый лидер мог бы взять на себя развитие какой-то определенной темы.
Таким образом, в сообществе может сформироваться сильная и сплочённая команда лидеров. Все же, один человек, даже с очень сильными лидерскими качествами, не может думать обо всём сразу… Для меня самое главное было и остается в том, чтобы потенциальные лидеры понимали, что приход нового лидера не означает, что “старый” лидер должен уйти. Новый лидер – это новые возможности в развитии, он сможет делать то, на что раньше не было времени и других возможностей… То есть у сообщества не может быть одного лидера, сообществу нужна ГРУППА ЛИДЕРОВ. Это главное, по-моему.
Насколько удобно вам было работать с Лигой?
Удобно?.. Я бы сказал, что мне было интересно, и я искренне надеюсь на продолжение сотрудничества.
Никаких трудностей с аудиторией?
Нет. Трудности возникают тогда, когда участники не хотят заниматься теми вопросами, которые стоят на повестке. В случае с прошедшей встречей, как мне кажется, все были заинтересованы в тех вопросах, которые обсуждались. Конечно, все устали к концу встречи, так как новой информации было много. Но, кстати, работа не ограничивается только встречей. Эффективность любой встречи оценивается не столько тем, что и как участники делали во время встречи, сколько тем, что они будут делать после неё. Насколько я понимаю, многие участники унесли со встречи планы работы на ближайшие месяцы, и уже начали эти планы реализовывать. Ещё один момент – присутствие детей на таких встречах всегда создает очень позитивную атмосферу. Спасибо Вадиму и его жене Наталье за то, что привезли с собой своего чудесного сына: этот ребенок очень естественно напоминал всем, ради чего мы работаем!
Каким вы видите дальнейшее сотрудничество с Лигой?
Это, в первую очередь, зависит от Лиги. CSAT старается помогать, но в чем нужна помощь, определяют сами организации. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы в регионе было как можно больше позитивных примеров активного и эффективного участия организаций ЛЖВ и уязвимых групп в реализации проектов по грантам Глобального Фонда, так что мы будем наблюдать за тем, как идут дела у Лиги и её членов, и распространять позитивный опыт среди сетей ЛЖВ в других странах. Предварительно мы обсуждали возможность выстроить серию консультаций для местных организаций, входящих в Лигу. Но пока это только планы. Много будет зависеть от потребностей организаций, и от имеющихся ресурсов. Все же пока железная дорога бесплатно не возит…
Как вы оцениваете перспективы Лиги по внедрению масштабных программ, подобных грантам ГФ?
Я думаю, что потенциал Лиги очень значительный. Лига работает по всей стране, и даже в таких непростых, с политической точки зрения, территориях, как Приднестровье. Как уже говорилось выше, среди участников Лиги есть несколько лидеров, есть более или менее налаженные отношения с государственными структурами. Есть очень значительный опыт поддержки и помощи людям на местах. Так что при наличии желания Лига в течение 2-3 лет может стать очень сильным участником национальных действий по противодействию эпидемии. В ходе встречи мы обсудили, в развитии каких навыков сегодня нуждаются члены Лиги. Это, в первую очередь, финансовый менеджмент, и построение комплексных сервисов, таких как социальные центры. Планы развития на этот год ясно определены. Так что остаётся просто их реализовать.
13.02.2009