22.12.2017

Беларусь нуждается в декриминализации ВИЧ

5 декабря в Минске состоялось заседание Странового координационного комитета, на котором вместе с другими вопросами было рассмотрено обращение со стороны сообщества ЛЖВ о внесении изменений в статью 157 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

В 2017 году во всех регионах Беларуси, особенно в Гомельской области, значительно увеличилось количество случаев уголовного преследования ВИЧ-положительных людей по статье 157 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (Заражение вирусом иммунодефицита человека).

Если в период с 2012 по 2016 годы было зарегистрировано 38 случаев, то в 2017 году по данным МВД, зарегистрировано 106 случаев, связанных с заражением ВИЧ.  В частности, в Гомельской области возбуждено 83 уголовных дела по данной статье.
В то время, когда по всей стране звучат призывы к тестированию и самотестированию на ВИЧ, проходят кампании по формированию толерантного отношения, люди с выявленным ВИЧ-статусом подвергаются уголовному преследованию. Тема о заражении ВИЧ активно муссируется в белорусской прессе и за ее пределами, тем самым формируя отрицательное, негативное впечатление о людях, живущих с ВИЧ, порождая новую волну вражды, стигмы и дискриминации в обществе – отмечает участник общего собрания ВЦО ЛЖВ Елена Ходанович.

Статья 157 Уголовного Кодекса Республики Беларусь была утверждена в 1999 году, когда ВИЧ-инфекция считалась неизлечимым заболеванием. С тех пор прошло около 20 лет, человечество перешагнуло в новый век, поменялись медицинские подходы, появилось высокоэффективное лечение, ВИЧ больше не является смертельно опасным заболеванием, и перешел в разряд хронических, хорошо контролируется антиретровирусным лечением. У ВИЧ-положительных людей, принимающих АРВ-терапию, при неопределяемой вирусной нагрузке риск передачи ВИЧ при половых контактах снижается практически до нуля.

Статья 157 УК РБ состоит из трех частей:

  1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) – наказывается штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет.
  2. Заражение другого лица по легкомыслию или с косвенным умыслом ВИЧ лицом, знавшим о наличии у него этого заболевания – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
  3. Действие, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего, либо с прямым умыслом, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

По 1 и 2-ой части данной статьи возбуждаются уголовные дела по отношению к людям, которые живут в законных браках или парах, где один из партнеров является ВИЧ-положительным, даже если он проинформировал своего партнера о ВИЧ-носительстве, даже если факт заболевания одного из членов семьи принят совершенно осознанно и добровольно.
В соответствии с требованиями ст. 157 УК РБ дискордантные браки вообще находятся под запретом и под страхом уголовной ответственности, равно как и разовые добровольные половые контакты между разными по ВИЧ-статусу людьми.
«Теперь, когда я вижу людей в форме, у меня начинается паника. Многие знают о том, что произошло со мной. Хотя я ничего плохого не сделала, но мне стыдно за то, что происходит сейчас в моей жизни и моей семье. Я живу в законном браке более 10-ти лет. Мне очень тяжело, от того, что окружающие меня сторонятся, после того, как была нарушена конфиденциальность, и раскрыт мой ВИЧ-статус. Если партнеры знают о статусе друг друга, и самостоятельно принимают решение о дальнейших совместных действиях, то это их право и волеизъявление, они не должны подвергаться уголовному преследованию», – рассказывает Наталья, понесшая уголовное наказание по ст. 157 УК РБ.

В Беларуси предположительно насчитывается более 500 дискордантных пар. Они живут и трудятся, преумножая благосостояние своей страны, являются добропорядочными налогоплательщиками. Практически в каждой семье есть дети, которые рискуют остаться в неполных семьях, без попечения родителей, по причине абсурдности и антигуманности правоприменительной практики.

«Мое отношение к статье крайне негативное, ее формулировки не поддаются никакой логике и здравому смыслу. Мы с мужем давно в браке. В нашей семье очень теплые и трепетные отношения друг к другу. Когда я получила известие о диагнозе ВИЧ, тогда еще не была замужем, и как раз мой будущий муж оказал мне эмоциональную поддержку, тем самым уменьшив боль принятия диагноза. В нашей семье мы очень тщательно подходили к планированию, три месяца назад я родила вторую дочку. Последствия применения данной статьи, могут привести к разрушению нашей семьи, а дети остаться без попечения одного из родителей. Если ко мне применят статью 157, то я останусь без работы с клеймом судимости, позора и очень скверной репутацией. По моему глубокому убеждению, статья о заражении ВИЧ ни в коем случае не должна касаться семейных пар», – говорит Ольга, член благотворительной общественной организации «Альтернатива».

В России также предусмотрена уголовная ответственность за поставление в опасность заражения ВИЧ-инфекцией по ст. 122 УК РФ. Благодаря активным действиям российского сообщества ЛЖВ, в 2003 году в статью было внесено важное примечание, на основании которого человек, поставивший партнера в опасность заражения, либо заразивший его ВИЧ-инфекцией, освобождается от уголовной ответственности, «если другое лицо, поставленное в опасность заражения, либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения». Такое дополнение в ст.122 УК РФ освободило ВИЧ-положительных россиян с установленным ВИЧ-статусом от уголовного преследования.

Вопрос о неконституционности статьи 157 УК РБ поднимался сообществами, уязвимыми к ВИЧ, на протяжении последних десяти лет неоднократно. Но только сейчас получено одобрение от представителей государственных и международных структур РБ о необходимости внесения изменений в статью, по которой ВИЧ-положительные люди подвергаются уголовному преследованию. В 2016 году Беларусь получила от ВОЗ официальную валидацию элиминации передачи ВИЧ и сифилиса от матери к ребенку. Вместе с этим документом в августе 2016 года страна получила рекомендации от глобального валидационного комитета, которые необходимо выполнить для ежегодного подтверждения валидации.

Одна из рекомендаций гласит: «Пересмотреть статьи 157 и 158 Уголовного кодекса в отношении криминализации передачи и поставления другого лица в опасность заражения ВИЧ и ИППП с тем, чтобы уточнить язык и исключить его двусмысленное толкование».

В Беларуси изменения в уголовный кодекс вносятся ежегодно, но они никогда не касались 157-й статьи, утвержденной еще в 1999 году. Есть основания полагать, что в 2018 году будут рассматриваться изменения в уголовный кодекс по данной статье.
Пока в стране идет подготовка к работе по внесению поправок в ст. 157 УК РБ, ВИЧ-положительные люди продолжают находиться под бременем уголовного преследования и наказания, опасаются нарушения конфиденциальных данных о диагнозе, раскрытия статуса, потери работы, семьи, репутации. Стабильно стигматизированное отношение к ВИЧ-положительным людям со стороны социума сильно подкреплено законодательством.

«Статья 157 УК РБ – это дискриминационная статья с несоразмерной ответственностью и ярко выраженным репрессивным уклоном в отношении людей, живущих с ВИЧ. Но хуже то, что данную статью можно очень широко толковать и использовать в интересах отдельных чиновников или органов.

За последние десятилетия медицина шагнула далеко вперед, поэтому даже по этой причине нет никакого смысла сохранять данную статью в Уголовном кодексе, во всяком случае, в таком виде. Достаточно предусмотреть ответственность в рамках статей, связанных с распространением социально опасных заболеваний. Хотя это стоило сделать изначально, так как выделение в уголовном законодательстве особой группы стигматизирует и дискриминирует людей, живущих с ВИЧ. Также можно говорить о вмешательстве в частную жизнь, о нарушении права на вступление в брак.

По-хорошему, ее надо просто исключить из Уголовного кодекса, перенеся ответственность в статьи по социально опасным заболеваниям, сохранив только наказание за умышленное заражение. Не стоит забывать, что основной целью уголовного законодательства в данном конкретном случае является не наказание, а предотвращение распространения заболевания. Наличие статьи, точнее, ее отдельных положений, и существующая правоприменительная практика создают обратный эффект – людям намного безопаснее не проходить тестирование на наличие ВИЧ и не знать о нем, не становиться на учет, скрывать свое заболевание, так как это все чревато последствиями уголовного характера», – отмечает правозащитник и координатор программ Гомельского центра стратегической тяжбы Василий Поляков.

Сообщество ВИЧ-положительных людей в Беларуси считает, что статья 157 УК РБ противоречит международным и национальным правовым нормам. При существующем законодательстве ВИЧ-положительный человек не может чувствовать себя полноправным гражданином своей страны. Подобная практика по отношению к людям, живущим с ВИЧ является дискриминационной, и требует скорейшего разрешения на законодательном уровне Беларуси!
По состоянию на 1 октября 2017 года в Беларуси проживает 18664 человека с ВИЧ-положительным статусом.