Вопрос финансирования был изначально ключевым на этом Заседании. Еще накануне старта самого Заседания, 27 июня 2016 года, состоялся Финансовый Диалог, направленный на обеспечение предсказуемого и полного финансирования для реализации единых принципов бюджета, результатов и подотчетности 2016-2021 гг. (ЕПБРП).
В ходе этой встречи Мишель Сидибе озвучил, что в ситуации такого жесткого недофинансирования Объединенная программа ООН по СПИДу не сможет реализовывать Стратегию. Далее два дня тяжелейших переговоров — неформальные встречи с целью выработать компромиссное решение проходили с восьми утра до девяти вечера.
Одним из предложений, нашедших отражение в принятых Решениях, является предложение о том, чтобы 1% средств выделяемых Глобальным Фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (ГФСТМ) был передан Объединенной Программе по СПИДу. В принятых решениях это предложение отражено следующим образом: страны-члены предложили Мишелю Сидибе провести переговоры с ГФСТМ по налаживанию финансовых взаимоотношений и предоставить отчет о проделанной работе в этой области к следующему Заседанию КСП.
— Почему возник кризис финансирования?
Причиной столь серьезного кризиса финансирования Объединенной Программы по СПИДу явилось то, что несмотря на то, что страны одобрили стратегию ЮНЭЙДС и выразили поддержку приверженности работы по преодолению эпидемии во время Встречи высокого уровня в Нью-Йорке, страны-доноры (Европа) существенно сократили инвестиции. В первую очередь, от сокращения финансирования пострадали ко-спонсоры, промежуточным Решением, которого удалось достигнуть на данный момент, стала фиксация финансирования ко-спонсоров на 15% от собранных средств, при этом нижней границей определена сумма в 1,5 млн. долларов США на каждого из ко-спонсоров. Также принято решение о предоставлении КСП отчетов и анализа ко-спонсоров к сентябрю 2016 года для того, чтобы к следующему Заседанию выработать более разумное и обоснованное решение по этому вопросу.
Делегация НПО выступила с резкими заявлениями и призвала ЮНЭЙДС и страны к соблюдению собственных обещаний и продолжению финансирования программ, связанных с ВИЧ. Лорел Спраг, Член Североамериканского отделения Глобальной сети людей, живущих с ВИЧ (GNP+NA), и представитель сообществ в Координационном совете программы ЮНЭЙДС в своем выступлении заявила: «Мы здесь, чтобы не только поднимать вопросы со стороны гражданского общества, но и для поддержки управления ЮНЭЙДС и контроля прогресса в достижении наших общих целей».
«Наша стратегия делает акцент на том, что противодействие эпидемии ВИЧ потребует сильного, финансово устойчивого партнерства ЮНЭЙДС с активным и обеспеченным ресурсами гражданским обществом, а также с правительствами и донорами, пока эпидемия не закончится и не ранее, чем это произойдет. Полное финансирование для реализации ЕПБРП — необходимое условие для реализации стратегии ЮНЭЙДС и выполнения обещания, под которым мы подписались», — добавила она.
— Я знаю, что ты тоже озвучивала «узкие места» в работе с ЮНЭЙДС? О чем говорила?
«Моей задачей было озвучивать на протяжении всей встречи сложности работы в регионе ВЕЦА, — продолжает наш диалог Саша. — Например, в связи с сокращением финансирования теряется независимость региональных офисов ЮНЭЙДС. Региональный офис ЮНЭЙДС в ВЕЦА находится в России и получает финансовую поддержку РФ, а также является финансовым агентом и партнером программы поддержки РФ в других странах ВЕЦА, что, очевидно, влияет на политику регионального офиса и на участие представителей сообщества в этой деятельности. Мы хотим видеть ЮНЭЙДС в нашем регионе независимой и сильной организацией».
На недостаток финансирования и сворачивание многих программ по противодействию ВИЧ/СПИДу в Азии и Тихоокеанском регионе обратила внимание Симран Шаих из Международного Альянса Индии по ВИЧ/СПИД, и Член Делегации НПО в Координационном совете Программы ЮНЭЙДС: «Если мы позволяем нетерпимости и бездеятельности уничтожать нас, если наш вклад и лидерство в качестве затронутых групп населения в борьбе с эпидемией СПИДа не признаются, и если даже в ЕПБРП приведены лишь относительно незначительные средства, небольшие гранты на развитие, предоставленные адвокационным сетям, и являющиеся ключевыми для их функционирования (особенно в случае региональных сетей), без ЕПБРП, содержащих достаточное количество ресурсов, смысл в этом исчезает».
Есть такое выражение — «выражаем обеспокоенность», так вот я, как представитель сообщества ВЕЦА и вся делегация НПО, на протяжении всей встречи выражали обеспокоенность тем, что все более острыми становятся проблемы кризиса финансирования в области ВИЧ. В условиях, когда не хватает финансирования на обеспечение работы Объединенной программы, непонятно, как будет поддержана финансово реализация амбициозной Стратегии ЮНЭЙДС 90-90-90 и уж тем более маловероятным становится вопрос достаточного финансового обеспечения адвокации, мониторинга и сервисов, реализуемых силами сообществ.
Продолжение интервью. Часть 4.
12.07.2016